Ответственность за нарушения законодательства в сфере противодействия экстремизму

Ответственность за нарушения законодательства в сфере

противодействия экстремизму

Экстремизм – сложное, многогранное явление современной действительности, оказывающее большое влияние на политические, экономические, социальные процессы. Понятие экстремизма приравнивается к понятию экстремистский деятельности, и формулируется как перечень активных действий, основная цель которых — разрушение единства общества, насильственное изменение основ конституционного строя. Основные направления экстремистской деятельности: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, воспрепятствование законной деятельности государственных органов. Экстремизм не стихийное явление, деятельность экстремистских организаций (сообществ) невозможна без восстановления материальных, людских ресурсов, финансовых "вливаний", в связи с чем, успешное противодействие экстремистской деятельности требует пресечения финансовых потоков, основная часть которых формируется за счет доходов, полученных преступным путем. В целях реализации этой задачи принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", закрепивший меры по предупреждению и противодействию деятельности такого рода.

Правовую основу противодействия экстремизму в Российской Федерации составляют: — Конституция Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; — общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, в том числе "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), закрепившая положения о том, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения; — федеральные законы, непосредственно касающиеся профилактики и пресечения экстремистской деятельности (Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "О противодействии терроризму", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; — федеральные законы, направленные на устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, в том числе Федеральные законы "О свободе совести и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Кроме того, в декабре 2018 года президент РФ утвердил "Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы".

За совершение экстремистских действий законодательством Российской федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность. Основания и порядок привлечения к административной ответственности за экстремистскую деятельность определены также в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ответственность предусмотрена в том числе за такие противоправные действия, как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ); пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ); производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

Уголовным Кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. При этом совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, в соответствии со ст.63 УК РФ рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства. Кроме того, Уголовный Кодекс РФ предусматривает отдельные виды преступлений, имеющих экстремистский характер: статья 213 ч. 1 п. "б" — хулиганство, то есть грубое нарушение общественного по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, статья 280 — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, статья 282 — возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, статья 282.1 – организация экстремистского сообщества, статья 282.2 — организация деятельности экстремистской организации, статья 282.3 – финансирование экстремистской деятельности, статья 357 — геноцид. При этом ответственности за осуществление экстремистской деятельности подлежат не только физические лица — граждане, должностные лица, но и политические партии, общественные (религиозные) объединения, средства массовой информации, иные организации. Так, в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности. Собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующее объединение, иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность общественного или религиозного объединения может быть запрещена по решению суда. По решению суда может быть прекращена также деятельность средства массовой информации, в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности.

Старший помощник прокурора

 

юрист 1 класса                                                                                       Л.В. Уберская