С 2016 года изменятся порядок и сроки
внесения платежей за негативное воздействие
на окружающую среду
С 01.01.2016 вступает в силу редакция статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой вносятся изменения в порядок и сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также исключает из числа плательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории (оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду).
С указанного времени будут осуществляться следующие виды платы за негативное воздействие на окружающую среду:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
— сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
— размещение отходов производства и потребления.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками отменяется.
Конкретизирован субъект платы за размещение отходов. Плату обязано вносить лицо, при осуществлении которым хозяйственной и иной деятельности образовались отходы производства и потребления (при условии их дальнейшего размещения).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ранее — один квартал). Плата исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы влечет за собой помимо установленной ст. 8.41 КоАП РФ административной ответственности, уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 2/10 процента за каждый день просрочки.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Установлены правила мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно требованиям Правил мониторинг обеспечивается Минэкономразвития России и осуществляется на постоянной основе с использованием единой информационной системы в сфере закупок. Мониторинг осуществляется посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:
— о закупках (в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков закупок), содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок;
— поступающей в орган, обеспечивающий мониторинг, от федеральных органов исполнительной власти;
— содержащейся в письмах и обращениях, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юридических лиц, включая результаты общественного контроля за соблюдением требований российского законодательства и других нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся вопросов закупок;
— содержащейся в других открытых источниках.
При осуществлении мониторинга проводится оценка:
— степени достижения целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— обоснованности закупок;
— необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд на основе методики, разрабатываемой и утверждаемой органом, обеспечивающим мониторинг, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.
Кроме того, устанавливается, что сводный аналитический отчет, формируемый по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должен содержать в систематизированном виде информацию о закупках (в том числе о планировании и осуществлении закупок), результатах контроля в сфере закупок, об оценке эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, о мерах по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Внесены изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг
Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1078 внесены изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, субъектам малого и среднего бизнеса предоставлено право получать услуги Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства через МФЦ.
При этом исключается возможность взимания МФЦ дополнительной платы за оформление документов и заявлений по формам, установленным российским законодательством, в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.
Минэкономразвития России должно утвердить примерную форму соглашения о взаимодействии, заключаемого Корпорацией и уполномоченным МФЦ.
Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рекомендовано в 5-месячный срок организовать работу по заключению соглашений о взаимодействии в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Постановление Правительства РФ № 1078 от 09.10.2015 вступило в силу 21.10.2015.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Внесены изменения в Положение о порядке прохождения службы в Вооруженных Силах РФ
Указом Президента РФ от 20.10.2015 № 522 внесены изменения в Положение о порядке прохождения военной службы.
А именно, детализированы правила подачи заявления гражданами, не находящимися на военной службе, изъявившими желание поступить на военную службу по контракту.
Так, желающие пройти службу в Вооруженных Силах РФ на воинских должностях офицеров должны подать заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (или в военные комиссариаты по месту жительства).
Будущие солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы, а равно иностранцы, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, — в пункты отбора на военную службу по контракту или воинские части.
В свою очередь, желающие поступить на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России, в спасательные воинские формирования МЧС России, Службу внешней разведки РФ, органы госохраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти РФ, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (в военные комиссариаты по месту жительства), или воинские части, а иностранцы, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в спасательные воинские формирования, — в военные комиссариаты по месту жительства или воинские части.
Заявления от граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в органы ФСБ России, будут принимать территориальные органы ФСБ России.
Помимо этого, дополнен перечень оснований, по которым заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено.
Так, военный комиссар (начальник пункта отбора, командир воинской части) сможет вернуть заявление, если кандидат подвергнут административному наказанию за потребление наркотиков или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию).
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Утверждены Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2015 года № 439н утверждены Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Данными Правилами устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Они обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), при организации и осуществлении работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ответственность за их выполнение возложена на работодателя.
К выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).
Согласно предъявляемым требованиям, работники должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
Работы повышенной опасности в организациях жилищно-коммунального хозяйства должны производиться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности, оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами, которым определяются содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ.
Порядок производства работ повышенной опасности, оформления наряда-допуска и обязанности уполномоченных работодателем должностных лиц, ответственных за организацию и безопасное производство работ, устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.
Определен перечень работ повышенной опасности, на производство которых выдается наряд-допуск. К их числу отнесены:
— работы в колодцах, камерах, резервуарах, аварийно-регулирующих резервуарах, подземных коммуникациях, на насосных станциях без принудительной вентиляции, в опорожненных напорных водоводах и канализационных коллекторах;
— работы, выполняемые с поверхности льда и над открытой водной поверхностью;
— работы в подземных (полузаглубленных) павильонах водозаборных скважин;
— работы по монтажу, демонтажу и ремонту артезианских скважин и водоподъемного оборудования;
— работы, выполняемые на оползневых склонах;
— работы на высоте, выполняемые на нестационарных рабочих местах, в том числе работы по очистке крыш зданий от снега и другие.
Установлены требования охраны труда при выполнении различных видов работ.
Так, работы по формированию крон и валке деревьев должны производится в светлое время суток. Допускается в исключительных случаях (последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий) производить работы по валке деревьев в ночное время при условии обеспечения освещения рабочей площадки. Территория в радиусе 50 метров от места валки деревьев целиком, как опасная зона, должна быть ограждена переносными запрещающими знаками «Проход и проезд запрещены! Валка деревьев».
Непосредственно перед валкой деревьев вокруг спиливаемого дерева следует срезать кустарник, убрать мусор, а зимой расчистить снег. Запрещается производить работы по формированию кроны и валке деревьев при силе ветра более 6 баллов, на склонах круче 15° — более 5 баллов, а также в грозу, ливневые дожди, гололед, снегопад и туман, когда видимость составляет менее 50 м.
Федеральный государственный надзор за соблюдением требований Правил осуществляют должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).
Приказ вступил в силу с 14.11.2015 года.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
С 1 октября 2015 года обновляется порядок регистрации предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и методика их расчета.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2015 № 979 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 865 и об утверждении методики расчета устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при их государственной регистрации и перерегистрации» обновляется порядок регистрации предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и методика их расчета.
В частности:
— уточнен состав сведений, указываемых в заявлении на регистрацию такой цены, а также состав документов, представляемых для регистрации цены;
— установлены специальные требования к регистрации цен на лекарства, впервые поступающие в обращение на территории РФ, исходя из их стоимости в зарубежных странах, перечень которых приложен к методике;
— уточнены основания для перерегистрации предельных отпускных цен.
Заявление о регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, должно содержать помимо ранее установленных требований такие сведения как:
наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, адрес электронной почты, наименование производителя, место нахождения производственных площадок, участвующих в процессе производства лекарственного препарата, с указанием стадии процесса производства;
номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата;
лекарственная форма с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества во вторичной (потребительской) упаковке, а также комплектность;
код лекарственного препарата по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
код лекарственного препарата в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и (или) единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
подпись и расшифровка подписи уполномоченного лица, должность, контактные телефоны.
Зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат может быть перерегистрирована на основании заявления и документов, поданных держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченного им лица) до 1 октября каждого года. Государственная перерегистрация осуществляется исходя из расчета, предусмотренного методикой, не чаще 1 раза в календарном году.
Зарегистрированная предельная отпускная цена на лекарственный препарат иностранного производителя может быть перерегистрирована в случае, если рост курса национальной валюты государства-производителя к рублю за период со дня государственной регистрации (последней перерегистрации) предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат до дня подачи документов на очередную ее перерегистрацию превышает прогнозируемый уровень инфляции текущего года, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Начало действия документа — 01.10.2015.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
С 01.09.2015 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ регламентирующий административный порядок сноса самовольной постройки и определены условия признания права на самовольную постройку в судебном порядке
Так, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Органы местного самоуправления вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан: обеспечить опубликование сообщения о планируемом сносе самовольной постройки, а том числе и сети «Интернет», а также обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 № 771 скорректирован порядок направления в служебные командировки
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 № 771 «О внесении изменений в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 72 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № 257» скорректирован порядок направления в служебные командировки.
В частности, уточнено, что процедура совершается на основании письменного решения работодателя. Урегулированы вопросы подтверждения фактического срока пребывания работников в месте командирования при отсутствии документов проездных и о проживании. Так, при отсутствии проездных документов фактический срок пребывания в командировке работник подтверждает материалами по найму жилья в месте командирования. При проживании в гостинице – квитанцией (талоном) либо иным документом, подтверждающим заключение договора на оказание гостиничных услуг по месту командирования.
Признаны утратившими силу положения об утверждении порядка и формы учета работников, выбывающих в командировки. Это связано с отменой командировочных удостоверений.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
В квитанциях за ЖКХ с 12 января 2016 года
появится новая строка
Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1112 внесены изменения в Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253.
Изменения касаются к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно поправкам расчеты управляющей компании, ТСЖ, ЖСК за коммунальные услуги будут производиться теперь не только с ресурсоснабжающими организациями, но и с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В соответствии с обновленным законом об отходах коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Эта услуга станет реализовываться через регионального оператора.
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
О порядке направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование
водителей транспортных средств
С 30.10.2015 вступил в силу Приказ Минздрава России от 15.06.2015 № 342 н «Об утверждении порядка направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, а также порядка приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами».
Данным правовым актом определена процедура направления работников, являющихся водителями транспортных средств, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование.
В случае выявления в ходе обязательного периодического медицинского осмотра работника, занятого на работах в качестве водителя транспортного средства, признаков заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами, медицинская организация выдает работнику направление на обследование или лечение в медицинскую организацию, в которой работник получает первичную медико-санитарную помощь, или в медицинскую организацию, оказывающую специализированную помощь, согласно профилю выявленного заболевания.
Направление на обследование или лечение оформляется в виде выписки из протокола решения врачебной комиссии медицинской организации, проводившей периодический медицинский осмотр.
При подтверждении в ходе обследования или лечения наличия заболевания, являющегося медицинским противопоказанием либо ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством, работник направляется медицинской организацией, в которой проводилось его обследование или лечение, на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнение работ) по «медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством».
Приказом также установлен порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Конституционный Суд Российской Федерации
защитил права вкладчиков банков
Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность п. 1 ст. 836 ГК РФ и вынес соответствующее Постановление 27.10.2015 № 28-П.
В силу п.1 ст.836 ГК РФ договор банковского вклада должен быть заключен в письменной форме. При этом письменная форма считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы граждан, которые являясь вкладчиками банков и заключив с последними договоры банковского вклада под большие проценты, не смогли вернуть свои деньги, так как суды признали договоры ничтожными, ссылаясь на их несоответствие типовой форме договора и правилам оформления вклада. Так, имели место случаи заключения договора с директором дополнительного офиса банка, который не был уполномочен на совершение сделок, а также несоблюдение требований к форме договора при отсутствии иных доказательств фактической передачи банку денежных сумм, составляющих размер банковского вклада.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что суд не вправе квалифицировать как ничтожный или незаключенный договор банковского вклада с гражданином на том лишь основании, что он заключен неуполномоченным работником банка и в банке отсутствуют сведения о вкладе, в тех случаях, когда разумность и добросовестность действий вкладчика при заключении договора и передаче денег не опровергнуты. Суд отметил в постановлении, что граждане-вкладчики как сторона в договоре банковского вклада обычно лишены возможности влиять на его содержание, что для них является ограничением свободы договора, и потому требует соблюдения принципа соразмерности.
По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации признал, что п. 1 ст. 836 ГК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку его положения о требованиях к форме договора банковского вклада по своему смыслу не препятствуют суду на основании анализа фактических обстоятельств конкретного дела признать требования к форме договора банковского вклада соблюденными, а договор — заключенным. Суд допускает такую возможность, если будет установлено, что прием от гражданина денежных средств для внесения во вклад подтверждается документами, которые были выданы ему банком. При этом в тексте таких документов должен быть отражен факт внесения соответствующих денежных средств. В данном случае должно быть учтено также разумное и добросовестное поведение гражданина.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Ответственность за предложение и спрос на наркотики в телекоммуникационной сети Интернет
Предложение наркотических средств и психотропных веществ в электронных или информационно-технологических сетях преследуется по уголовному закону:
— по пункту «Б» части 2 статьи 228.1. УК РФ за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»). За данное преступление предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
За пропаганду и рекламу наркотиков, в том числе в электронных или информационно — технологических сетях, предусмотрена административная ответственность по статье 6.13 КоАП России.
Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Распространение информации о незаконном предложении и спросе на наркотики технически блокируется, электронные носители такой информации уничтожаются. Это прямо предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Ответственность за противоправный оборот производных и аналогов наркотиков и психотропных веществ
За незаконный оборот и потребление производных (базовых веществ) наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Производные наркотических средств и психотропных веществ — вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в Государственный реестр лекарственных средств или Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих государственному контролю, свободный оборот которых запрещён, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной или кабоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества.
За незаконный оборот и потребление аналогов (сходных по химической структуре и одурманивающему действию) наркотических средств и психотропных веществ также предусмотрена уголовная и административная (по составам КоАП РФ, предусматривающим ответственность за наркопотребление) виды ответственности.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
В настоящее время составлен список одурманивающих веществ (утверждён на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков: 9 октября 1996 г., протокол N 51/7-96, 22 апреля 1998 г., протокол N 2/64-98, 14 апреля 1999 г., протокол N 2/71-99, 13 апреля 2005 г., протокол N 2/98-2005) и включает в себя такие вещества, как:
1. Смесь Клофелина с алкоголем — в любом процентном соотношении.
2. Смесь Димедрола с алкоголем — в любом процентном соотношении.
3. Смесь барбитуратов с алкоголем — в любом процентном соотношении.
4. Хлороформ
5. Эфир
6. Толуол
7. Хлорэтил
8. Закись азота
9. Спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы (Красавка (Белладонна), Дурман индейский и др.).
10. Ксенон
11. Смесь Доксиламина сукцината с алкоголем — в любом процентном соотношении
12. Смесь Клозапина с алкоголем — в любом процентном соотношении.
Одурманивающими веществами необходимо считать все вещества этого списка, независимо от использования для их обозначения других терминов или синонимов.
Список одурманивающих веществ является динамичным и при появлении официальных данных об использовании конкретных веществ с целью получения одурманивающего эффекта Постоянным комитетом по контролю наркотиков принимается решение по этим веществам и они включаются в данный список
Ответственность за употребление одурманивающих веществ наступает:
— по статье 6.10 КоАП РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление … одурманивающих веществ, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Если административное правонарушение совершено родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, — оно влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
— по части 3 статьи 20.20 КоАП РФ. Потребление … одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах, — влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (для иностранных граждан и лиц без гражданства административная ответственность предусматривает выдворение с территории Российской Федерации).
За незаконный оборот и потребление психоактивных веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их производными или аналогами, предусмотрена уголовная и административная виды ответственности:
— по статье 238 УК РФ- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (в том числе сбыт химических веществ, оказывающих психоактивное действие, не отвечающих требованиям безопасности). Максимальное наказание — лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей;
— по статье 14.8 КоАП РФ — нарушение иных прав потребителей за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Ответственность по данной статье — предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
Ответственность юридических лиц
за незаконный оборот наркотиков
Юридическое лицо может быть ликвидировано в связи с незаконным оборотом наркотиков на его территории. Ликвидация юридического лица по указанным основаниям регламентирована ст. 51 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрена возможность ликвидации юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ.
Согласно её требованиям, в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы.
Органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, указанные в пункте 1 статьи 41 указанного Федерального закона, или органы местного самоуправления вправе предъявить в суд требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 1 приведенной статьи, в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно её требованиям ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков на основании статьи 29.13. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
По итогам расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на основании статьи 158 части 2 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).
О признании лица ограниченно дееспособным вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами
В соответствии с п.1 ст.30 ГК РФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что п.1 ст.30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Под пристрастием к азартным играм, которое может служить основанием для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать психологическую зависимость, которая помимо труднопреодолимого влечения к игре характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия гражданина, проявляется в патологическом влечении к азартным играм, потере игрового контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх вопреки наступлению неблагоприятных последствий для материального благосостояния членов его семьи.
Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов не является основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности гражданина по п.1 ст.30 ГК РФ, если будет установлено, что данный гражданин обязан по закону содержать членов своей семьи, однако вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами не оказывает им необходимой материальной помощи либо члены его семьи вынуждены полностью или частично его содержать.
В качестве доказательств пристрастия лица к азартным играм, злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими средствами могут быть использованы любые средства доказывания из числа перечисленных в ст.55 ГПК РФ.
Вопрос о признании гражданина, страдающего психическим расстройством, недееспособным или ограниченно дееспособным суд решает с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Если судом будет установлено, что гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими, в том числе и при помощи других лиц, суд вправе на основании п.1 ст.29 ГК РФ признать его недееспособным.
В случае установления судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, суд вправе на основании п.2 ст.30 ГК РФ принять решение об ограничении его дееспособности.
(подготовлено Лужской городской прокуратурой 23.11.2015).